- История возникновения
- Историческая справка
- Экстерьер лошади
- История породы
- Возникновение и использование
- Особенности питания
- Размножение породы
- Внешний вид и характеристика
- Экстерьер
- Размер
- Рацион тяжеловоза
- Заключение
- Применение советских тяжеловозов
- Показатели плодовитости
- Перспективы разведения владимирского тяжеловоза
- Похожие записи
- Сложности, постигшие тяжеловозов в нашей современности
- Разновидности породы
- Достижения
- Современное положение
- Перспективы разведения владимирского тяжеловоза
- Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?
История возникновения
Советская тяжеловозная лошадь выводилась для ее использования в сельском хозяйстве. Крупногабаритные и массивные по происхождению представители тяжеловозов привлекают заводчиков своей выносливостью и умением переносить большегабаритные тяжелые грузы, достигающие веса в несколько тонн. Лошади породы советский тяжеловоз повсеместно используются для перемещения грузоповозок.
В движениях советские тяжеловозы, несмотря на крупные размеры, довольно грациозны и достаточно энергичны.
https://www.youtube.com/watch?v=VIDEO_ID
При сокращении численности породы из-за автоматизации сельскохозяйственных предприятий спрос на высокопродуктивных представителей значительно сократился. Большей популярностью, нежели в отечественной промышленности, этот тип лошадей пользуются на европейских фермерских хозяйствах. В России советские тяжеловозы чаще используются для выведения новых потомственных линий с целью улучшения тяжеловозных видов лошадей.
Тяжеловозная лошадь известна с давних времен. Ее использовали для сельскохозяйственных нужд, а также в составе тяжеловооруженной конницы. Физические параметры этого вида скакунов были необходимы людям по всему миру, что и породило множество линий этого вида жеребцов.
В СССР на Печинковском конном заводе № 23 также была выведена своя порода мощных коней, которых использовали в аграрной промышленности. Ученые взяли за основу Бельгийского Брабансона и путем селекции улучшили его тяговые качества и весовые параметры. Советская тяжеловозная лошадь официально считается самым крупным представителем своей породы и абсолютным рекордсменом по тяговым возможностям.
На сегодняшний день Советский Тяжеловоз мало используется человеком в сельском хозяйстве, поскольку техника требует меньших финансовых затрат. Однако эту породу скакунов все еще используют на лесозаготовках после специального обучения. Советский Тяжеловоз занимается транспортировкой срубленных бревен в России, Америке и Канаде.
Отличительной особенностью этой породы является ее скороспелость. При выведении тяжеловозов ученые держали животных в максимально строгих условиях, из-за чего этот вид жеребцов отличается неприхотливостью и быстрым взрослением.
Некоторые фермеры выращивают Советских Тяжеловозов на убой. Этот вид лошадей является источником большого количества мяса, а кобылы отличаются высокой производительностью молока. Цена конины не слишком высока на внешнем рынке, однако заводчики получают прибыль из-за количества конечного продукта.
Обладающие колоссальной силой массивные советские лошади, способные перевозить грузы, масса которых исчисляется тоннами, всегда пользовались популярностью. Многие легендарные тяжеловозы были выведены на территории Западной Европы ещё около двух веков назад. Россия тоже прославилась своими тяжелоупряжными лошадьми. А советский тяжеловоз – порода лошади самая мощная и знаменитая из них.
Выведенными эти советские лошаки тяжеловозы были путем процесса по скрещиванию. На русских просторах брабансоны оказались уже в середине девятнадцатого века. Но вот по пути, связанным с чистопородным разведением, в России не пошли.
По какой причине все было именно так? Брабансоны имеют очень рыхлую и сырую конституцию. И они очень плохо приспособиться могут к суровому отечественному климату. Советские лошади такие обладали склонностью к мокрецам. Для некоторых же из них, так вообще, все могло закончиться гниением стрелок и таких важных элементов, как ткани конечностей. А вот скрещивание слабаков брабансонов с кобылами, которые были в местности, устраняло все названные недостатки.
Жеребец по кличке Экватор
Помимо всего этого, несколько грубое телосложение бельгийских тяжеловозов, не могло удовлетворить вкусу в России к истинной гармонии форм и блистательной конской красоте. Так что началась серьезная и продуктивная работа над тяжким созданием новой прекрасной породы. И таким образом, стали созданными лошадки, что отвечали целиком и полностью, всем требованиям, предъявляемым сельским хозяйством.
Выведение тяжеловозной породы заняло довольно длительный период времени. Усовершенствованию селекции, а также её успешному проведению в немалой степени поспособствовали профессор Д. А. Кисловский и зоотехник А. И. Анцин. И только в 30-х годах XX века появились жеребята с устойчивыми генетическими признаками.
Вместе с этим начала отпадать необходимость в крови заграничных тяжеловозов. Улучшение советской породы проводилось с помощью лошадей, выращенных на отечественных конных заводах. К середине XX века брабансонов в стране уже не было. В Починковском и Мордовском конных заводах проводился отбор, а также тренинг молодняка.
Советский тяжеловоз – порода лошади, существенно превзошедшая своих родоначальников. Более пропорциональные, компактные по размеру и подвижные лошади полностью удовлетворяли требованиям сельского хозяйства. 1952 год стал для них знаменательным. Именно тогда порода была зарегистрирована.
Выведением отечественных тяжелоупряжных советских лошадей занималось сразу два конезавода. Соответственно и результаты получились разные. Так образовались два типа советских тяжеловозов, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности. Лошади, выведенные на Починковском конном заводе, обладают массивной комплекцией, удлинённым туловищем и длинными крупными ногами. Лошади Мордовского конного завода, отличаются большей сухостью и компактными размерами, поскольку в них сильны гены английских суффольков.
Историческая справка
Впервые лошади тяжеловозных пород появились более 200 лет назад на территории современной Западной Европы в результате скрещивания бельгийских брабансонов с местными породами, такими как ардены, битюги и першероны. Эти кони хоть и имели отличные рабочие качества, однако не отличались привлекательным экстерьером.
В конце XIX века селекционные работы над породой начались в России, когда тяжеловозов стали массово завозить на территорию государства. Первые удачные результаты выведения были представлены в 1900 году в рамках Парижской выставки: мир увидел усовершенствованную «модель» породы арден — жеребца по имени Каравай, получившего золотую медаль.
После этого селекционные работы продолжились и были направлены на создание сильного, мощного, выносливого коня, отличающегося приятной внешностью. И новая порода с требуемыми характеристиками появилась в 1937 году. Спустя 15 лет, в 1952 году, она была официально зарегистрирована под названием «советский тяжеловоз».
Важно! В редких случаях у коней данной породы может встречаться косолапость, однако на рабочие характеристики данный эффект не оказывает негативного влияния.
Экстерьер лошади
У Советского Тяжеловоза не существует строгих стандартов для выведения, поскольку этот вид не используют на спортивных мероприятиях или парадах. Однако установленные критерии внешнего вида у советского тяжеловоза все же есть:
- Рост животного обычно достигает 160-170 см в холке, а вес одной особи — до одной тонны.
- Голова Советских Тяжеловозов средних размеров, рельефная, с хорошо развитыми ноздрями.
- Уши небольшие, стоят под прямым углом.
- Профиль чистой породы должен иметь выпуклую форму.
- Для тяжеловесов характерна короткая шея и мощный корпус.
- Спина изогнута и заканчивается крепким крупом.
- Ноги лошади средней длины с ярко выраженными суставами.
- Копыта невысокие и широкие, с плотной роговой пластиной.
Масть Советского Тяжеловоза не имеет четко установленного цвета. Для этой породы характерны гнедой, буланой, рыжий, вороной и чалый окрас. Допускаются белые отметины на морде. Грива и хвост густые, окрас зависит от линии породы.
Среди особенностей характера выделяют:
- спокойствие;
- кротость;
- неприхотливость;
- выносливость.
Советский Тяжеловоз хорошо относится к человеку и редко проявляет агрессию. Подобные черты характера являются заслугой селекционеров, которые отбирали самых покладистых жеребцов для разведения. На сегодняшний день уравновешенность и флегматичность являются фирменными признаками породы, поэтому непокорных скакунов не допускают к случке.
Советский Тяжеловоз не переносит грубости и физического насилия. На лошадь нельзя повышать голос, иначе можно вызвать у нее приступ паники. С Советскими Тяжеловозами следует общаться спокойно и уверенно. Этот вид хорошо различает вербальные команды, и небольшое поощрение заставит их работать усерднее.
Порода славится высоким уровнем интеллекта, за счет чего животных используют для работы на лесопилках. Однако перед этим жеребец должен пройти обучение в течение года: неподготовленное животное может стать причиной аварии и многих жертв.
По всем статям кони этой породы превосходят предковые формы. Сохранив развитую мускулатуру и мощный широкий костяк, они приобрели более сухую конституцию. Советские «тяжи» высокорослы: отдельные особи вырастают до 170 см в холке, а в среднем – 159-161 см. Их вес может достигать тонны.
Важный параметр экстерьера для тяжеловозов – строение крупа, поясницы и задних ног. По этим статям советский тяжеловоз имеет достойные характеристики. Поясница у него широкая, круп вислый, раздвоенный. Бёдра мускулистые, немного коротковатые. Копыта широкие, хорошей формы, пясть с большим обхватом. Оброслость щёток умеренная.
Бывает, подводит постав ног – может проявиться косолапость. Подобные недостатки на рабочих качествах не отражаются, но таких лошадей из племенного разведения выбраковывают.
Грудь у советских «тяжей» широкая, спина ровная, иногда мягкая, что позволяет использовать лошадей этой породы под седлом. Шея сильная, гривастая, средней длины, гребень сливается с холкой. Голова небольшая, с мясистыми щеками и широко расставленными ганашами, благодаря чему дыхание коня в работе не стеснено.
История породы
В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.
Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн. Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны. Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.
Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.
Именно в то время нижегородские коннозаводчики стали завозить из Европы на смену русским битюгам бельгийскую тяжеловозную лошадь – брабансона (или брабанта). Эти кони – мускулистые, толстоногие, с крепким костяком – плохо приживались в России в чистом виде. Во-первых, имея более южное происхождение, они не слишком хорошо переносили наш сложный климат – болели мокрецами и страдали другими проблемами с ногами. Во-вторых, экстерьер брабантов русскому глазу казался «неотёсанным».
Очень скоро начался процесс стихийного скрещивания брабансонов с местными лошадьми. Метисы оказались крепкими, гармонично сложенными, жизнеспособными и обладали прекрасными рабочими характеристиками. Стало ясно, что брабантов можно использовать в племенной работе для выведения собственной улучшенной тяжелоупряжной породы.
Первая мировая и гражданская войны больно ударили по российскому коневодству. После национализации остатки племенного табуна сосредоточили на Починковском и Мордовском конезаводах. Порода окончательно оформилась только к середине XX века. Её создателем считается учёный-зоотехник Дмитрий Андреевич Кисловский.
Предки брабансонов – участники крестовых походов фландерские кони. Таким образом, советский тяжеловоз – дальний потомок средневековых рыцарских лошадей.
Бельгийская тяжеловозная лошадь – брабансон (или брабант) считается одним из предком наших тяжеловозов.
В старину, в российских регионах, где леса часто встречались со степью, всегда существовал вопрос актуальности тяговой силы как для вывоза леса, так и для вспахивания сельскохозяйственных угодий. Проблему для жителей этих мест составляло то, что простая крестьянская лошадь, которой должны были довольствоваться жители северных губерний, не могла качественно справиться с необходимыми задачами из-за нехватки силы и выносливости.
Вплоть до 50-х годов XIX века основными рабочими лошадьми были так называемые битюги — тамбовские чистокровные лошади, названные в честь одноименной областной речки, а также гибриды этой породы и местных коней. Но уже к концу XIX века помещики и купцы, решив стать частью западного мира, начали импортировать в Мордовию и Нижегородскую губернию европейских тяжеловозов — брабансонов и суффольков, которые в будущем стали генетическим подспорьем для создания новой породы советского тяжеловоза.
Вообще, в России мог бы появиться и чистокровный табун брабансонских лошадок, но они были не очень хорошо приспособлены к российскому климату, имели довольно рыхлую конституцию, и, по мнению земледельцев, имели довольно неотесанные формы. Поэтому было решено скрестить самцов брабансонов и местных жилистых кобылиц. Потомки от этого скрещивания получились не такие крупные, как «отцы», но обладали более плотным строением тела.
Знаете ли вы? Большинство здоровых взрослых особей данной породы могут совершенно свободно сдвинуть с места поезд, вес которого составляет 15 тонн.
Во времена Гражданской войны европейские лошадки не завозились, а основные скопления племенного табуна находились на Починковском и Мордовском конных заводах. В это время происходили практически неконтролируемые скрещивания внутри табунов, и уже к середине 30-х годов прошлого века начали рождаться жеребята, которые имели устойчивые внешние признаки новой породы. Подобные появления внешних признаков стали основанием для проведения селекционных работ и закреплению сформировавшихся черт животных.
Но из-за событий Второй мировой войны селекционеры смогли сформировать новую линию тяжеловозных лошадей только к 1952 году и назвали ее советским тяжеловозом. Вплоть до 90-х годов прошлого века порода активно культивировалась и улучшалась, а жеребцы и кобылицы показывали себя на многих международных конкурсах и состязаниях.
В наше время ситуация несколько стабилизировалась, но улучшение произошло только потому, что тяжеловозная лошадь высоко ценится в европейских странах и по сей день. Основными покупателями советского тяжеловоза являются сельскохозяйственные производители, которые пекутся об экологичности и низкой себестоимости изготавливаемого продукта.
По сей день разведение советских тяжеловозов продолжается на Мордовских и Нижегородских конных заводах, но также этих непарнокопытных можно встретить в Вологодской и Костромской областях РФ.
Первые лошади тяжеловозы появились в 18 веке в западноевропейских странах, позже их разводили и в России. Одной из наиболее популярных тяжелоупряжных пород в стране считают Советский тяжеловоз, прославивший российских коневодов. Этих лошадей, имеющих крупное и мощное телосложение, вывели во времена Советского Союза из брабансонов, которые завезены из Бельгии в конце 19 века. Местные рабочие кобылы были скрещены с бельгийскими тяжеловозами, в результате чего появилась необычная порода советских лошадей.
Кисловским Д.А. и Анциным И.А., профессором и зоотехником, было проведено множество работ, касающихся развития и усовершенствования породы. Продолжительная селекция и умный подход советских коневодов позволил заметно улучшить существующие характеристики лошадей, которые имели развитые мышцы и крепкий костяк, но их телосложение было сухое. Современные лошадки стали более неприхотливые к условиям содержания и кормам.
В середине 20-го века порода совершенствовалась из жеребцов, которые выращены на отечественных конных заводах. Утвердили советскую тяжеловозную породу, отвечающую необходимым требованиям, в 1952 году. «Прародители» уникальных лошадей менее гармоничные, крупные и малоподвижные. Кобылицы новой породы имели большой коэффициент молочной продуктивности.
Советский тяжеловоз изначально предназначался для сельхозработ
Первое появление таких лошадей тяжеловозов было зафиксировано в западноевропейских державах 18 века, намного позже разведением советского тяжеловоза занялись российские коневоды. По сегодняшний день среди таких лошадей самым востребованным и популярным считается порода Советский тяжеловоз. Эта лошадь смогла прославить всех коневодов России.
Самые большие заслуги по выведению такой породы лошадей по достоинству достаются Анцину И.А и Кисловскому Д.А. — дум успешным зоотехникам России. Эти два человека провели колоссальный труд по выведению новой мощной породы, в будущем трудящейся на благо советского человека. Благодаря высокому интеллекту и опытной селекции коневоды смогли максимально усовершенствовать качества и характеристики лошадей, имеющих сильный костяк и внушительную мускулатуру при достаточно сухой конституции тела. А современные особи стали гораздо менее прихотливы в уходе и кормлении.
Цель создания такой лошади была проста — помощь в сельскохозяйственных работах для транспортировки больших грузов. И в середине 20 столетия отечественные конезаводы выпустили усовершенствованных первых жеребцов. В 1952 году советского тяжеловоза утвердили на государственном уровне, признав лошадь такой, в какой нуждалось советское хозяйствование.
В середине 19 столетия на юге Нижегородской области и в Мордовии разводили лошадей преимущественно для того, чтобы пользоваться их силой. В этих регионах была необходимость возить лес и производить пахотные работы. Местные жители использовали крепких рабочих лошадей породы битюг и их потомков, которые были получены в результате скрещивания с местными кобылами.
Ситуация изменилась, когда в 19 веке на территорию Мордовии и в Нижегородскую область были доставлены тяжеловозные лошади из Европы – брабансоны и суффольки. Это были поистине гигантские животные, их рост в холке достигал 180 сантиметров. Несмотря на тяжёлое телосложение, это были миролюбивые и послушные лошадки.
Но у них имелось несколько недостатков: животные плохо приспосабливались к местному суровому климату, а ещё конституция их тела была рыхлой. В результате скрещивания прибывших из Европы жеребцов с местными кобылами породы битюг на свет появились жеребята с хорошими данными. Хоть они и были несколько мельче брабансонов, но зато обладали плотным телосложением.
Возникновение и использование
Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.
Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.
Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра. А вот зимой разрешена только сухая чистка.
Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.
То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.
Некоторые санитарные нормы содержания жеребцов все же есть:
- В помещении не допускаются сквозняки, резкие запахи и громкий шум.
- Уровень температуры и влажности должен быть стабильным вне зависимости от сезона.
- Денник вычищается ежедневно, а конюшня моется раз в неделю.
- При смене сезона помещение следует продезинфицировать специальными препаратами.
Одним из обязательных условий содержания этой породы является пастбище, где животные пополняют запасы витаминов.
Если Советский тяжеловоз используется в качестве тяговой силы, у лошади должен быть четкий режим отдыха и работы. Лошадь, которая трудится на износ, может испытывать стресс, который снижает иммунитет животного.
После рабочего дня жеребцу следует обмывать копыта и вычищать ноздри от мусора. Особенно это касается пород, которые трудятся на лесозаготовках. Гриву скакуну следует расчесывать, иначе в колтунах могут завестись паразиты. Чтобы избежать подобного, некоторые фермеры предпочитают заплетать коням косы.
Несколько раз в год Советского Тяжеловоза должен осматривать ветеринарный специалист. Лошадь должна пройти через обязательную вакцинацию.
Для того чтобы животное чувствовало себя хорошо, необходимо создать для этого соответствующие условия.
Советский тяжеловоз — не очень требовательная лошадь, но она особо нуждается в просторной конюшне, территории для выгула и свободного бега, очищенной воде и стабильном кормлении. Для того чтобы правильно заботиться о здоровье и самочувствии животного, хозяину нужно составить грамотный рацион правильного питания для сохранения сил и возможностей коня. Необходимо также проводить осмотры тяжеловоза после трудового дня, чтобы исключить наличие травм и болезней.
Важно! Не стоит исключать из жизни коня ветеринара — врач должен проводить плановые вакцинации, а также необходимые осмотры животного как минимум дважды в год.
Нужно также следить за гигиеной лошадки. Не забывайте очищать ноздри коня после работы или другой активности, а также омывайте копыта лошади из шланга, чтобы она не страдала от усталости. Внимания требуют и волосы коня: грива и хвост моются дважды в неделю с использованием кондиционера. После того как волосы высохнут, их нужно расчесать щеткой из натуральных материалов.
Особенности питания
Лошади нуждаются в регулярном питании, которое состоит из сухой и свежей травы, а также злаковых культур. Ежедневно нужно давать коню растительность, зерновые культуры, не забывать о воде. Для нормального роста маленького жеребенка нужно подкармливать витаминными комплексами. В качестве поощрения и лакомства можно давать животному сладкую свеклу, сахарок, сырую морковь и картошку.
Размножение породы
Показатели плодовитости этой породы составляют 75 %. Для племенного разведения кобылы годятся до достижения ими 16-17 лет, хотя бывало и такое, что лошади этой породы приносили приплод в возрасте 20 лет. Советские тяжеловозы — довольно скороспелые лошадки, в период кормления жеребята набирают 2 кг ежедневно, и к 6 месяцам их вес уже достигает полтонны.
Знаете ли вы? Рекордом по лошадиной молочности стал показатель в 6137 литров.
Средний показатель выхода молока составляет 3000 л за период лактации. Породу советского тяжеловоза можно без сомнений считать общенациональным достоянием России. Активное развитие сельского хозяйства способно помочь сохранить разведение этих животных, а также производительность конных заводов. Актуальность этих лошадок существует и в наше время, ведь некоторые сферы ведения сельского хозяйства требуют использования живой тяговой силы коней.
От своих предков-бельгийцев — брабансонов — советские тяжеловозы получили в наследство добрый нрав и спокойствие. Они мирно подчиняются при работе, не проявляют агрессии без явно видимых на то причин.
Хотя советские тяжеловозы и неприхотливы, всё же следует знать некоторые особенности ухода за этими лошадьми. Крупных животных нужно содержать в просторной конюшне. Там должно быть сухо и светло. Важно позаботиться о постоянном притоке свежего воздуха. Около конюшни оборудуют выгульную площадку.
Лошадь на выгульной площадке
Поскольку эти животные используются на тяжёлой работе, они сильно устают. После каждой активной прогулки или физического труда тяжеловозам омывают копыта из шланга и чистят ноздри от пыли и слизи. Грива и хвост тоже нуждаются в уходе. Волосы необходимо мыть 2 раза в неделю, используя специальные средства. После высыхания их расчёсывают щёткой из натуральной щетины.
Внимание! Каждую особь должен регулярно осматривать ветеринар. Коневодам нужно придерживаться графика вакцинации.
Чтобы кони были здоровы, а жеребята правильно развивались, им предоставляют полноценное питание. В ежедневный рацион включают:
- зерновые культуры;
- сено;
- свежую траву;
- корнеплоды, овощи;
- минеральные добавки.
Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.
Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.
Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний. Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов. Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.
Советский тяжеловоз очень красив
После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.
Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.
На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.
Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.
В процессе скрещивания советских тяжеловозов с местными малопроизводительными лошадьми добротная трудовая лошадь выходит сразу в первом поколении.
Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.
Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.
Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.
Внешний вид и характеристика
Лучшая отечественная порода тяжеловозов внешне очень сильно напоминает своих иностранных предков. Лошади получились крупными и массивными, значительно превосходящими по габаритам другие тяжеловозные породы, выведенные в России. Высота в холке достигает в среднем 165 — 167 см при обхвате груди в 198 см и обхвате пясти 23,5 см. Вес жеребцов составляет в среднем около 760 кг, кобыл — 585.
У владимирских тяжеловозов крупная голова с характерным выпуклым профилем, мощная шея и косая длинная лопатка. Спина заметно удлиненная, с довольно широкой поясницей и немного спущенным крупом. Одним из самых узнаваемых элементов во внешности представителей породы являются их крепкие костистые ноги с правильной постановкой.
Самой распространенной мастью владимирского тяжеловоза является гнедая, но вороные и рыжие кони также иногда попадаются. Шерсть достаточно густая, хотя и короткая, из-за чего некоторые особи сильно напоминают гигантскую плюшевую игрушку. У владимирцев на зависть большинству верховых лошадей также очень густые грива и хвост.
Все владимирцы от природы очень активны и энергичны, что является одним из ключевых признаков породы, перенятым от английских тяжеловозов. Однако эта энергичность не мешает лошадям оставаться в целом достаточно дружелюбными и вполне уравновешенными.
Несмотря на массивность и большие размеры, владимирские тяжеловозы достаточно рано созревают и готовы к размножению уже к исходу третьего года жизни. В этом же возрасте они вполне пригодны для полноценного использования в хозяйстве: для работы в поле или в качестве гужевого транспорта.
Ввиду того, что владимирская тяжеловозная лошадь изначально создавалась для работы в поле и на транспорте, говорить о ее мясных или молочных характеристиках нет никакого смысла. Для этих целей их просто никто не использует. Основной интерес представляют как раз рабочие качества владимирцев.
Согласно официально зарегистрированным рекордам, взрослая рабочая лошадь владимирской породы способна за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Это же расстояние с грузом в 4,5 тонны лошадь преодолевает шагом за 13 — 15 минут. Разумеется, рядовую лошадь вне соревнований редко подвергают столь значительным нагрузкам, но потенциал породы очевиден.
При этом погодные условия никак не сказываются на работоспособности животного: в дождь, снег или жару лошадь будет послушно выполнять команды хозяина и делать самую тяжелую работу.
Согласно описанию и характеристике, советские тяжеловозы – крупные, массивные лошади.
Высота в холке советского тяжеловоза – 150 – 170 см, вес – 700 – 1000 кг.
Советские тяжеловозы имеют среднюю по величине голову, средней длины мощную шею, низкую широкую холку, широкую спину (иногда мягкую), широкую ровную поясницу, очень широкий раздвоенный круп. Грудь советского тяжеловоза широкая, ноги средние по длине, крепкие и довольно сухие. Порой в породе встречаются мягкие бабки, саблистость и косолапость. Оброслость хвоста, гривы и щеток умеренная.
Основные масти советского тяжеловоза: рыжая, рыже-чалая, гнедая, гнедо-чалая, бурая. Редко встречаются советские тяжеловозы вороной масти.
Согласно описанию и характеристике, советские тяжеловозы обладают спокойным темпераментом и добронравностью – наследие брабансонов. В работе они покладисты и послушны, не склонны к проявлениям агрессии.
Одна из главных характеристик советского тяжеловоза – скороспелость этих лошадей. Уже в 2,5 – 3 года они выполняют сельскохозяйственные работы, а с 3 лет используются в разведении. Жеребята советского тяжеловоза растут быстро: уже в 1 год их вес может достигать 530 – 540 кг.
Также советских тяжеловозов ценят за их неприхотливость. Например, рацион советских тяжеловозов во многих хозяйствах составляют объемистые и дешевые корма, и при этом лошади могут неплохо себя чувствовать.
Впрочем, это не означает, что на уходе за советским тяжеловозом можно экономить или форсировать работу, если вам действительно дорога ваша лошадь.
Лошадь советский тяжеловоз обладает крепким телосложением. Эти животные рослые, мускулистые. Средний вес жеребца достигает 900 кг. Глядя на этих животных, даже несведущий в коневодстве человек заметит, какие мощные у них конечности, грудь и шея.
Лошадь советский тяжеловоз
Рассмотрим основные характеристики породы советский тяжеловоз:
- средний рост жеребца в холке достигает 170 кг;
- вес – 900 кг;
- массивная мускулистая грудь;
- крепкая недлинная шея;
- голова средних размеров, которая на фоне туловища кажется компактной;
- ушные раковины небольшие;
- ноздри расширенные;
- щёки хорошо развиты;
- спина широкая, прямая, умеренно мягкая;
- круп мощный, раздвоенный, расположен низко;
- конечности короткие, мощные, скакательные суставы массивные;
- копыта крупные правильной формы;
- умеренная оброслость щёток;
- волосы в гриве и хвосте густые;
- масть у советских тяжеловозов – рыжая, гнедая, а также рыже-чалая или гнедо-чалая.
Чтобы понять, насколько это мощные и выносливые лошади, достаточно представить, как благодаря усилиям единственного животного с места трогается состав весом 15 тонн. В ходе одного испытания в городе Тамбове жеребец по кличке Форс смог провести 23 тонны груза на расстояние 23 метра. Эти цифры помогают оценить силу и мощь советского тяжеловоза. Вот почему этих лошадей можно по праву считать достоянием России.
Советский тяжеловоз является скороспелой породой лошадей, отличающейся высокой продуктивностью. Ценится:
- Скороспелостью и высокой интенсивностью роста.
- Замечен быстрый рост и набирание веса у жеребят – годовалые имеют вес более полтонны. В возрасте 2-х с половиной лет их уже используют для тяжелых работ, а после достижения пяти лет они принимают участие в специальных видах соревнований.
- У представителей породы племенное использование длительное. У некоторых маток приплоды появляются даже после достижения ими 20-летнего возраста.
- Достоинства лошадей еще и в том, что их можно кормить дешевыми объемистыми кормами.
- Замечательные рабочие качества.
- Выносливость.
- Для их содержания подходят любые условия.
- У кобыл очень высокая молочная продуктивность.
Советский тяжеловоз в возрасте 1 год весит примерно полтонны
Кобылы советских тяжеловозов славятся первоклассной молочностью. Во время выкармливания потомства (период лактации) 1 породистая кобыла вырабатывает около 3 тысяч литров ценного молока. Рекордсменка породы Рябина за 338 дней лактации произвела 6173 литров молока.
Кобылье молоко является сырьем для изготовления кумыса. Этот кисломолочный напиток издавна пользуется популярностью у кочевых народов. В середине 19 века русский врач Н.В.Постников документально подтвердил его лечебные свойства. Возникло отдельное направление медицины кумысолечение. Кумыс помогает при заболеваниях пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы.
При необходимости лошадей породы советский тяжеловоз можно использовать для получения мясной продукции.
Внешность этого благородного и сильного животного ярко говорит о его силовых способностях и выносливости. Лошадки этой породы являются самыми крупными для упряжи животными на территории Российской Федерации. Давайте же узнаем более подробно о внешних характеристиках лошадей этой породы.
Экстерьер
Первое, что выдает в этой лошади ее труженические способности, — это массивная грудь, сильная спина и мощные предплечья. Крепкую коротковатую шею венчает голова средних размеров, с выразительно выделяющимися мышцами щек и весьма широкими ноздрями, но, несмотря на весомую массивность, такая композиция смотрится довольно изящно и благородно.
Холка не особо выделяется на мягкой, немного обвислой спине. А вот спина этого коня нуждается в отдельном внимании, ведь по ней можно явно судить о силе и выносливости этого животного, потому что она сильная, широкая и заканчивается широким, раздвоенным, слегка обвислым крупом.
Фермеры, которые используют тяжеловозов по их прямому назначению, внимательно относятся особенно к задней части коня, так как именно по ней судят о его работоспособности. Советский тяжеловоз не разочаровывает и в этом плане: широкий круп переходит в массивные задние конечности с короткими бедром и бабкой.
Размер
Если вести речь о массивности, то стоит учитывать некоторые различия между конями и кобылами. Усредненный вес взрослого жеребца составляет около 900 кг, в то время как взрослой кобылы — 700 кг. Рост для этой породы понятие вариативное, самки немного ниже, чем кони, но все же рост варьируется от 1,5 до 1,7 м.
Лошади советский тяжеловоз – не только живое тягло. У этой породы высокие показатели мясной и молочной продуктивности. ВНИИ коневодства на своей кумысной ферме получила от одной из кобыл рекордное количество молока за лактацию – 6173 л. Средний же показатель составляет свыше 3 тысяч литров от каждой кобылы.
Скороспелость и большая масса лошадей этой породы делают их перспективными для мясного разведения. Кроме того, советские тяжеловозы участвуют в улучшении местного поголовья во многих регионах. Помеси первого поколения, как правило, обладают отличными рабочими качествами.
Конкурсные испытания тяжеловозов стали проводиться с 1957 года. Испытывают лошадей с 4-летнего возраста. По правилам каждый конь должен преодолеть рысью 2 км с грузом 1,5 тонны, затем ту же дистанцию на шагу с грузом 4,5 тонны, после чего потянуть груз в 9 тонн как можно дальше.
- Рост в холке доходит до 170 см.
- Весят до тонны.
- Имеет грудную клетку, отличающиеся шириной и массивностью, и мускулистую шею.
- Средняя и пропорциональная голова.
- Развитые щеки.
- Широкие ноздри.
- Средние, порой обвисшие, уши.
- Короткая или средняя шея, переходящая в низкую холку.
- Имеет мягкую спину, позволяющую использование лошади под седлом.
- Наличие широкой и ровной поясницы, раздвоенного слегка обвислого крупа помогает лошади удержать тяжелые грузы.
- Крепкие копыта имеют правильную форму и расположены на сухих и мускулистых ногах.
- Масть – рыжая, рыже-чалая, иногда – гнедая или гнедо-чалая.
- Щетки на конечностях умеренно обросшие.
- Большая пышность и густота гривы и хвоста.
- Характер – энергичный и добронравный.
Рацион тяжеловоза
Животные этой породы не требуют изысков в еде, однако рацион Советского Тяжеловоза должен быть сбалансирован, иначе жеребец не сможет выполнять работу. Советская тяжеловозная голодная лошадь иногда не в состоянии поднять собственный вес, поэтому кормлению жеребцов уделяется большое внимание.
Суточный рацион Советского Тяжеловоза должен содержать такие продукты:
- Концентрированный корм — 2 кг в день.
- Чистый овёс — 6 кг в день.
- Разнотравное сено — 6 кг в день.
- Сочный корм — 2 кг в день.
- Ржаная соломенная резка — 0,5 кг в день.
- Перемолотое льняное семя — 0,5 кг в день.
Не следует давать тяжеловозам солому в чистом виде: этот низкокалорийный корм легко забивает лошади желудок. Перед употреблением овощи следует помыть от земли и порезать крупными кусками. Картофель и свеклу следует отварить, перед тем как давать непарнокопытным.
Не следует давать жеребцам слишком большое количество сочного корма: это может привести к расстройству желудка. Если коней выращивают на мясо, корм должен содержать повышенное количество концентратов. Надо следить за качеством продуктов. Плесень, плохо просушенное сено и непромытые овощи могут стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Отдельное внимание следует уделить витаминным и минеральным комплексам. Тяжеловозы обладают большим процентом мышечной массы и без нужного количества кальция в организме у них могут начаться проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Существуют медицинские препараты для улучшения костной ткани, однако пополнить запас витаминов можно и следующими продуктами:
- костная и травяная мука;
- рыбий жир;
- жмых.
Советская тяжеловозная, как любая порода лошадей, потребляет большое количество воды. Поилка у животных всегда должна быть чистой и наполненной. Обезвоживание жеребцов способно привести к летальному исходу или инвалидности.
Заключение
Советский Тяжеловоз — один из самых крупных представителей непарнокопытных. Порода была выведена в СССР на племенном заводе № 23. Эти мощные кони использовались для перевоза груза и стройматериалов на большие расстояния. Также они работали в аграрной промышленности во время посевных.
Парад жеребцов породы советский тяжеловоз
Самый большой конь! Советский тяжеловоз. Между нами тает лед.
Вот это мощь!!! Их вызывали на бис! Порода лошадей Советский тяжеловоз /выставка Иппосфера 2017
СОВЕТСКИЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ В ВИЧУГЕ
Мордовский тяжеловоз выиграл золотую медаль всероссийской выставки «Золотая осень»
На сегодняшний день тяжеловозов заменила техника, поэтому популярность этих лошадей сильно сократилась. В современном мире мощных жеребцов используют в частных сельских хозяйствах, на лесозаготовках и разводят на убой. Большое количество корма при содержании жеребцов в домашних условиях окупается неприхотливостью скакунов.
Применение советских тяжеловозов
Все мировые лошади тяжеловозы изначально создавались во времена ручного труда и процветания аграрной промышленности. Поэтому главная цель создания тяжеловоза — помощь человеку в сельскохозяйственных работах и перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния. Разные страны по своим методам и взглядам усовершенствовали полученные породы, но именно советский тяжеловоз можно считать одной из самых сильных и выдержанных лошадей мира. Основа для любого тяжеловоза была порода Першерон, Шайр, Клейдесдали или Брабансон из Бельгии.
Говоря о русском тяжеловозе, такие животные применялись в работах частных дворов и в подворье, так как такие лошади могли справиться с самыми трудновыполнимыми задачами. А благодаря спокойному нраву и покладистости лошади могли легко найти контакт с маленькими детьми. В те времена Советский Союз проводил специальные соревнования, выявляя самых мощных представителей породы Советский тяжеловоз, в последующем этих лидеров отправляли в сельское хозяйство.
Сегодня нет большой нужды в лошадях, способных тянуть такие тонные грузы. Машинизация труда изменила стереотипы и приоритеты. Лошадей все чаще разводят в отдаленных уголках страны от цивилизации для получения мяса, а также работ по двору, в лесозаготовках и на фермах.
Увы, советские тяжеловозы в основном используются в качестве молочных и мясных лошадей (или улучшателей молочных и мясных табунов).
Однако советский тяжеловоз – по-прежнему хорошая рабочая лошадь. Это доказывают многочисленные испытания рабочих лошадей, на которых советские тяжеловозы неизменно показывают отличные результаты.
Ещё никто не оставил отзыв.
Текущий
(голосов: 2)
Показатели плодовитости
Советские представители тяжеловозов отличаются хорошими показателями плодовитости, причем животные достаточно скороспелы и, начиная с возраста 2,5 лет, могут быть использованы на сельскохозяйственных работах, а ближе к трем годам становятся полноценными участниками воспроизводства.
Для племенного разведения в производящем составе тяжеловозные кобылы советского типа пригодны до достижения ими возраста 16-17 лет, однако на племенных российских заводах были отмечены случаи, когда лошади – тяжеловозы приносили приплод и в 20-илетнем возрасте.
Помимо этого для кобыл советского тяжеловоза характерна высокая молочность. Так, в 70-80-х годах за весь лактационный период, составляющий 239 суток, были зафиксированы цифры в 3317 л. Рекордсменом по молочности стала кобыла по имени Рябина кумысного фермерского хозяйства коневодческого института, которая за 338 лактационных суток выдала 6173 л молока.
Рожденные жеребята породы советский тяжеловоз растут и развиваются достаточно быстро. При достижении возраста шести месяцев они набирают вес до 0,365-0,375 т, а к годовалому периоду масса жеребят приближается к 0,52-0,540 т.
Заводчики породы ценят в советских тяжеловозах высокие цифры скороспелости, быстро набираемую живую массу, непривередливость в кормах. Советский тяжеловоз способен употреблять дешевый объемистый корм.
Перспективы разведения владимирского тяжеловоза
Жеребёнок тяжеловоза растёт очень быстро и уже к году достигает веса в полтонны.
Советский тяжеловоз – порода скороспелая. В подсосный период жеребята прибавляют около 2 кг в сутки и к году достигают веса в полтонны. В работу молодняк ставят с возраста 2,5 года, а к участию в разведении допускают с 3-х лет.
Высокой плодовитостью советские «тяжи» не отличаются. Например, на заводе в Починке, где сейчас содержится 90 маток, выход жеребят составляет около 50%. В лучшем случае этот показатель может подниматься до 75%.
Период племенного использования жеребцов и кобыл советского тяжеловоза ограничен 16 годами. Хотя в отдельных случаях матки способны давать приплод и в более старшем возрасте – 20 лет.
Кобылы породы советский тяжеловоз отличаются высоким показателем молочности. За период лактации они способны давать свыше 3000 литров молока. Это одно из преимуществ породы. Показатель их плодовитости находится на среднем уровне – 75%. Кобыл можно случать с жеребцами начиная с трёхлетнего возраста, а привлекать к работе – с 2,5 лет.
Внимание! Представительниц породы советский тяжеловоз можно использовать для воспроизводства до 17 лет. В редких случаях кобылы способны приносить потомство и до 20 лет.
После распада Советского Союза порода переживает кризис. На конных заводах, где содержится племенное стадо, прекратили проводить испытания жеребят, да и численность поголовья значительно сократилась. Однако племенные жеребцы и кобылы пользуются спросом в Европе. В России некоторые фермеры также предпочитают использовать живую силу коней вместо сельскохозяйственной техники, на обслуживание которой нужны немалые деньги.
Хотя в некоторых регионах нашей страны даже сегодня крестьяне иногда используют лошадей для обработки земли и еще чаще запрягают лошадей в телеги, о массовой необходимости в рабочих тяжеловозах говорить не приходится. В таких обстоятельствах владимирскую лошадь постигла участь многих других отечественных пород — катастрофическое снижение численности поголовья.
Хотя даже сейчас продолжается селекционная работа по дальнейшему совершенствованию породы, численность чистопородного маточного поголовья остается крайне низкой — около сотни маток и пара десятков производителей. Иными словами порода де-факто находится под угрозой исчезновения.
Однако перспективы у породы всё же имеются. Благодаря довольно нарядной внешности (именно над ее улучшением сегодня работают селекционеры) владимирский тяжеловоз отлично подходит для использования в туристическом секторе, в частности в сфере активного отдыха — конного туризма или спортивной охоты. Спокойный и уравновешенный нрав этих лошадок позволяет успешно задействовать их там, где в роли седоков часто выступают совершенно неопытные в верховой езде туристы.
Эффектная внешность владимирцев позволяет с успехом использовать их в городских парках, где горожане охотно катаются в нарядных каретах, запряженных этими красивыми лошадьми.
Кроме того, в последние годы в моду начали входить спортивные состязания с участием тяжеловозов. Причем соревнуются лошади не только в перетаскивании грузов, но и в классических конноспортивных дисциплинах, например, в скачках.
Похожие записи
Сложности, постигшие тяжеловозов в нашей современности
В наше время, когда техникой и автоматизацией, которые используют сельские хозяйства, вытеснялся лошадиный труд, началось сокращение поголовья чистопородных животных, замечено уменьшение спроса и потребности на использование высокопродуктивных кобылиц. Но в ряде европейских стран спрос на Советских тяжеловозов даже заметно увеличился.
Будьте в курсе новинок нашего сайта
Разновидности породы
Племенное поголовье элит-класса сегодня сосредоточено на трёх конных заводах:
- Починковский (Нижегородская область);
- Ичалковский (Республика Мордовия);
- Перевозовский (Нижегородская область).
Советский тяжеловоз разводится на этих предприятиях в чистоте по разным линиям. Поэтому внутри породы на сегодняшний день сформировалось два типа. В Нижегородской области поддерживается традиционный массивный тип, происходящий от чистопородных брабансонов.
В Мордовии при скрещивании использовались не только брабанты, но и английская суффолькская лошадка. Советские тяжеловозы Ичалковского завода более компактны и сухопары.
Рабочие качества любой лошади лучше проявляются при грамотных кормлении и уходе. При нарушениях норм животные не могут восполнить запасы энергии и теряют в массе, а рост мышечной и костной ткани молодняка нарушается.
Примерный суточный рацион взрослого жеребца-тяжеловоза должен включать:
- овёс – 4 кг;
- ячмень – 3 кг;
- отруби – 1 кг;
- жмых – 1 кг;
- поваренную соль – 40 — 45 г;
- премиксы – 100 г.
Дополнять рацион нужно разнотравным сеном, подвяленной травой. Можно добавлять сырую морковь и сахарную свёклу. Хорошо влияет на моторные функции кишечника патока.
У лошадей сравнительно небольшой по объёму желудок, поэтому для них нужно организовать дробное питание. Суточный объём кормов делится на 4 — 8 приёмов.
Достижения
Советские тяжеловозы успешно участвовали в состязаниях. Их достижения вошли в историю. Особенно отличился жеребец по имени Форс на соревнованиях в Тамбове, где в 1957 году он преодолел расстояние 35 м с грузом массой 23 т. После этого грандиозного события советские тяжеловозы постоянно ставили новые рекорды вплоть до 1990 года.
Жеребец Форс
Достижения представителей породы советский тяжеловоз прочно вошли в историю мирового коневодства. Лошадей, имеющих отличные параметры тела и показывающие высокие результаты в работе, подвергают специальным испытаниям. Во время, которых часто устанавливаются новые рекорды. Основное проверочное испытание призвано показать работу лошади.
Представитель породы советский тяжеловоз прочно удерживает 2-е место среди абсолютных мировых рекордсменов. Пальма первенства принадлежит британскому тяжеловесному жеребцу Вулкану, который в 1924 году сдвинул вес почти 29,5 тонны.
Выдающиеся достижения породы советский тяжеловоз:
- в грузоподъемности: жеребец Форс 35 метров провез груз весом 22991 кг.
- в скорости доставки груза рысью: жеребец Ранет преодолел расстояние 2 км за 5,72мин.
- в скорости доставки груза шагом: жеребец Зубр прошел 2км за ,8 сек.
- на тягловую выносливость: кобыла Русалка прошагала 2,13км с силой тяги 300кг.
Современное положение
Прогресс породы был остановлен кризисом. Маточное поголовье советских тяжеловозных лошадей резко сократилось, ухудшились условия содержания, ветеринарного обслуживания и кормления. К началу 2000-х годов конные заводы были близки к катастрофе. В Починке из 150 маток оставалось всего 70, на Ичалковском заводе из 50 удалось сохранить 30.
Сегодня рыночная конъюнктура более благоприятна. На советских тяжеловозов постепенно повышается спрос. Лучшие кони регулярно участвуют в международных выставках: например, в ежегодной ярмарке-конференции «Эквирос».
У того же Починковского завода получается полностью реализовать молодняк. В продажу пускают жеребцов, а кобылок оставляют, постепенно наращивая маточное поголовье. Есть все шансы исправить положение.
Советская тяжеловозная порода лошадей без преувеличения может считаться нашим национальным достоянием. Интенсификация сельского хозяйства, о которой столько говорится, может поспособствовать сохранению и развитию конных заводов. Ведь отдельные производственные процессы всё ещё требуют использования этого сильного и умного животного.
Починковский конный завод — один из немногих, на которых разводят элитных тяжеловозов.
Перспективы разведения владимирского тяжеловоза
Конец 20 века наложил пагубный отпечаток на развитие породы. Племенные хозяйства пришли в упадок. Численность поголовья существенно сократилось, что привело к неблагоприятным генетическим изменениям. Российские фермеры отдают предпочтение механизации. В то же время интерес к племенным лошадям со стороны зарубежных коннозаводчиков остается высоким, что позволяет надеяться на возрождение породы.
Для советских тяжеловозов по-прежнему верна поговорка «годны в подводу и под воеводу».
Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?
Советский тяжеловоз — это выведенная в СССР порода тяжеловозных лошадей, отличающаяся высокой мощностью.
Советский тяжеловоз — это выведенная в СССР порода тяжеловозных лошадей, отличающаяся высокой мощностью
Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.
Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.
Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.
Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.